• Уполномоченный по защите прав участников образовательных отношений

    Должность Уполномоченного по правам человека (ОМБУДСМАН) учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года (предусмотрена пунктом «д» части 1 статьи 103) и призвана дополнить существующие средства защиты прав и свобод, «лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц» (Энциклопедический словарь «Конституция Российской Федерации»)

    Уполномоченный по правам участников образовательного процесса (ОМБУДСМЕН) — это неофициальное лицо, избранное школьным сообществом, наделяется полномочиями по соблюдению законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, разбирать конфликтные ситуации, заниматься правовым воспитанием,» образованием и профилактикой нарушения нрав всех участников образовательного процесса.

    Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей.

    Уполномоченный по правам в образовательном учреждении — ЭТО взрослый участник образовательного процесса (не член администрации), к которому можно обратиться:

    — если считаете, что Ваши права или права Вашего ребенка нарушены как участника образовательного процесса

    — если возникло недопонимание между Вами, Вашим ребенком и учителем, классным руководителем, администрацией школы

    — за правовой консультацией (в рамках функционирования школы)

    — за информацией о существующих нормативных гигиенических требованиях к организации учебного процесса

    — если хотите внести предложения по усовершенствованию и развитию образовательного учреждения.

    Организационно-правовые основы деятельности Уполномоченного:

    В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, иными российскими и международными документами, защищающими права и интересы ребенка, Уставом образовательного учреждения и настоящим Положением.

    Основные цели и задачи Уполномоченного:

    — всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательных отношений

    — оказание помощи законным представителям в регулировании детско-родительских взаимоотношений в конфликтных ситуациях, формирование у участников образовательного процесса навыков самостоятельной жизни

    — обеспечение взаимодействия семей, учителей, законных представителей и участников образовательного процесса по вопросам защиты их прав

    — содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.

    Права и обязанности Уполномоченного:

    Уполномоченный имеет право:

    — посещать уроки, родительские собрания, заседания органов ученического самоуправления и педагогического совета и совещания при директоре общеобразовательного учреждения

    — получать пояснения по спорным вопросам от всех участников образовательных отношений

    — проводить самостоятельно или совместно со школьными органами самоуправления, администрацией школы проверку фактов нарушения прав, свобод и интересов участников образовательного процесса

    — заниматься решением проблем по собственной инициативе при выявлении фактов грубых нарушений прав участников образовательного процесса

    выбирать себе помощников из числа участников образовательных отношений.

    Уполномоченный обязан:

    — содействовать разрешению конфликта путем конфиденциальных переговоров

    — вносить рекомендации (письменные и устные), предлагать меры для разрешения конфликта

    — предоставлять свое мнение, оценки и предложения, как общего характера, так и по конкретным вопросам по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав, свобод и законных интересов участников образовательного процесса органам самоуправления образовательного учреждения, педагогическому совету и администрации образовательного учреждения

    — предоставлять педагогическому совету образовательного учреждения отчет о своей деятельности с выводами и рекомендациями по окончании учебного года

    — не разглашать конфиденциальные сведения, без согласия заявителя.

    Процедура рассмотрения Уполномоченным обращений.

    Уполномоченный рассматривает обращения (жалобы) участников образовательного процесса (обучающихся, учителей, законных представителей), касающиеся нарушения их прав и свобод, связанных с осуществлением образовательного процесса.

    Жалоба в письменной или устной форме подается Уполномоченному в срок не позднее 12 месяцев со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

    Уполномоченный, получив жалобу:

    — в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения жалобы принимает ее к рассмотрению

    — указывает на другие меры, которые могут быть предприняты для защиты прав заявителя

    — обращается к администрации образовательного учреждения с ходатайством о проведении проверки по фактам выявленных нарушений

    — обращается за разъяснениями к Уполномоченному по правам человека в Саратовской  области

    — передает обращение (жалобу) органу или должностному лицу, компетентному разрешить ее по существу, если на то есть согласие заявителя;

    Уполномоченный должен отказаться от принятия жалобы, не относящейся к его компетенции, аргументируя отказ.

    ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ

    При вступлении в конфликт:

    – определите проблемы, относящиеся к ценностной сфере (стоит ли настаивать на своем, значимо ли это?);

    – определите ваши ценностные альтернативы;

    – выберите одну из них, исходя из последствий, которые они влекут за собой;

    – проанализируйте последствия разрешения конфликта (в близкой и дальней перспективе);

    – определите причины возникновения конфликта;

    – проанализируйте взаимоотношение участников до возникновения конфликта;

    – выявите, есть ли лица, заинтересованные в конфликте или его позитивном разрешении;

    – определите свои задачи ;

    — выберите способы взаимодействия с оппонентом, не унижающие ни одну из сторон. Мысленно проиграйте как можно больше позитивных вариантов.

    Возьмите на себя управление разрешением конфликта:

    – проявите инициативу в поиске консенсуса: кто делает первый шаг, тот и выигрывает. (Если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.);

    – в начале переговоров используйте «Я–сообщение», «Активное слушание»;

    – дайте почувствовать своему оппоненту его значимость;

    – не выдвигайте сразу свои требования и условия, подчеркните точки соприкосновения, взаимные интересы;

    – обосновывайте свои доводы, ищите альтернативу, демонстрируйте свою заинтересованность человеком и его проблемами.

    Как избежать ненужных конфликтов?

    Существует ряд правил:

    – не говорите сразу с взвинченным, возбужденным человеком;

    – прежде чем сказать о неприятном, создайте благоприятную, доброжелательную атмосферу доверия;

    – попробуйте стать на место оппонента, посмотреть на проблему его глазами;

    – не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступков;

    – заставьте себя молчать, когда задевают в мелкой ссоре;

    – умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно;

    – признавайте достоинства окружающих во весь голос, и врагов станет меньше;

    – если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie