Преподаватели: Кинжинова Айна Максимовна (2 класс), Алексеева Светлана Владимировна (3 класс), Барышева Татьяна Эдуардовна (4 класс)
Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.
Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию
В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни
Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).
Курс «Мир деятельности» предназначен, прежде всего, для учителей начальной школы, реализующих ФГОС по образовательной системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»), он сопровождает и дополняет работу учителя в технологии деятельностного метода по авторскому курсу математики «Учусь учиться».
Чтобы достичь результата, научить детей учиться, необходимо построить структуру учебной деятельности - ту дорогу, по которой должен систематически «ходить» ученик в процессе обучения для того, чтобы приобрести необходимый опыт, и этим создать условия для дальнейшего практического использования в своей жизни.
Для этой цели как нельзя лучше подходит надпредметный курс «Мир деятельности» Занятия по данному курсу проводятся в рамках внеурочной деятельности.» Все занятия этого курса строятся в технологии детельностного метода, разработанного Л.Г. Петерсон. Технология строится на принципе деятельности.
Сквозной герой содержания этого курса – Смайлик, который путешествует с ребятами по миру знаний. Смайлик – это образ ученика. Он делает первые шаги и помогает младшим школьникам осваивать азы учебной деятельности. Главной задачей первых занятий было не научить, а скорее заинтересовать предметом. Для создания мотивации у ребят на урок приходят сказочные герои: Крокодил Гена, Чебурашка, Буратино, Федора, Винни-Пух, Царевна-лягушка и многие другие. Вместе с героями ученики преодолевают трудности и открывают новое знание. Итак, новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя. Урок открытия нового знания предполагает пройти два этапа учебной деятельности: 1 – понять, что я не знаю, 2- самому открыть новое знание.
Чтобы открыть новое знание, необходимо пройти шаги учебной деятельности:
Повторение тех знаний, которые нам пригодятся для открытия нового. Смайлик не все шарики собирает, а только необходимые, ключи к новым знаниям. Ключи собрали, обобщаем, что мы собрали. Пробуем выполнить пробное действие. Прыгал, прыгал смайлик, не достал шарик. Остановлюсь и подумаю.
Что я делал? Что не получилось? Определение причины затруднения. Какого знания мне не хватает. А как только я определил причину, поставлю цель – узнать новый способ или новое. Я строю план. Работаю по плану, который построил. Смайлик по знакомым знаниям (шарикам) взбирается к новому.
Новые знания построили, зафиксируем его в эталоне. Это может быть в виде знаков, алгоритма. Эталон фиксируется при помощи наклеек в учебном пособии Проговариваем новые знания во внешней речи.
Посмотрю, как я усвоил (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону). Оцениваю себя. Как я справился? После самостоятельной работы следующий этап - включение в систему знаний и повторение. На данном этапе уточняются существенные особенности нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний.
Последний шаг - рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе фиксируется изученное знание и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Дети оценивают свои знания по «Лесенке успеха».
Полученные знания и умения на уроках по курсу «Мир деятельности», мы с ребятами закрепляем и отрабатываем на уроках по другим предметам. На мой взгляд, в руках у педагогов, появился инструмент, который позволяет грамотно формировать у детей универсальные учебные действия. является фундаментальной основой для формирования у учащихся умения учиться и дальнейшего саморазвития личности.