Для развития, обучения и воспитания детей исключительно важную роль играет связь с прошлым, на основе которой происходит формирование культурной и исторической памяти.
Помочь «прикоснуться» к ушедшей эпохе, эмоционально пережить события прошлого, сегодня может такой уникальный кружок, как «Виртуальный музей».
Музей – это эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей. Это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
«Виртуальный музей» является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки и оформления исторических материалов, имеющих научно-познавательную ценность. Поэтому занятия в кружке тесно связанны с уроками истории, обществознания, литературы, географии др.
«Виртуальный музей» создаёт благоприятные условия для индивидуальной и коллективной творческой деятельности учащихся. Он способствует привитию им умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации. Все начинается с простого собирательства предметов и артефактов, описания конкретных экспонатов и событий, самостоятельного исследовательского поиска и заканчивается освоением основных навыков научной музейной работы.
Одной из главных задач кружка является знакомство обучающихся с историей родного края. С этой целью лицеистами были выбраны темы для проектной деятельности, на основе которых будут созданы виртуальные экскурсии:
- Роль личности в истории. Главы Саратовской губернии в 19 веке.
- «Школа-дворец» (ЛМИ). Отрывок из истории Саратова.
- Исторический портрет С.Р. Миротворцева.
Важной особенностью является тот факт, что «Виртуальный музей» носит интегрированный характер. Поэтому кружком организуются посещения музеев города Саратова (ГУК Саратовский областной музей краеведения, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, ГАУК Саратовский историко-патриотический комплекс Музей боевой и трудовой славы и т.д.)