Преподаватель: Ларионова Наталья Евгеньевна
Геометрия – это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов, развивающий пространственные представления, образное мышление обучающихся их изобразительно-графические умения и приёмы конструктивной деятельности, т.е. формирует геометрическое мышление. Курс работы кружка призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется. Он основан на активной деятельности обучающихся и направлен на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Наглядная геометрия подводит обучающихся к серьезному изучению этой науки, начиная с 7 класса.
Цель: создание образовательной среды, способствующей формированию опыта проектной деятельности учащихся;
формирование интереса к изучению систематического курса геометрии через наглядность.
Задачи:
- Формировать интересы, склонности учащихся к познавательной деятельности, практические умения и навыки проведения проектной деятельности.
- Развивать интерес к познанию мира, сущности процессов.
- Развивать умение самостоятельно творчески мыслить и использовать это умение на практике.
- Способствовать мотивированному выбору своей деятельности и социальной адаптации учащихся.
- Разработать поэтапное обучение исследовательским умениям учащихся, позволяющим формировать основы проектной деятельности.
Проблема геометрической подготовки учащихся связана с недостаточно развитыми геометрическими представлениями, неумением представлять и изображать геометрические фигуры, проводить дополнительные построения. Начинать развивать геометрические представления школьников нужно как можно раньше. На это и нацелено изучение данного курса.
Содержание курса и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка, обладают высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития, вооружения учащихся геометрическим методом познания мира.
В результате изучения курса учащиеся должны:
усвоить: первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях;
научиться: использовать геометрический язык и геометрическую символику для описания предметов окружающего мира; решать простейшие задачи на построение, вычисление, доказательство;
знать: простейшие геометрические фигуры; свойства геометрических фигур;
уметь: строить простейшие геометрические фигуры на плоскости и в пространстве; определять геометрическую фигуру по рисунку; пользоваться линейкой и угольником для построения параллельных и перпендикулярных прямых; использовать теоретические знания в практической работе; складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами;
приобрести опыт: исследовательской деятельности, проведения экспериментов, постановки и формулирования новых задач; использования теоретических знаний в жизненных ситуациях; точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического); поиска, систематизации, анализа и классификации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Общая характеристика учебного предмета
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.
Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения.
Выполняемые учащимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.
Практическая направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание курса предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.). Планируемые результаты обучения определяются на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой работы.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На работу «Юный исследователь. Проект» отводится 35 часов. (1 час в неделю).
Примерные темы проектов:
|
Зашифрованная переписка |
|
Фигурки из кубиков и их частей |
|
Параллельность и перпендикулярность |
|
Параллелограмм |
|
Одно важное свойство окружности |
|
Оригами |
|
Замечательные кривые |
|
Кривые Дракона |
|
Лабиринты |
|
Зеркальное отражение. Симметрия |
|
Симметрия помогает решать задачи |
|
Геометрия клетчатой бумаги |
|
Бордюры |
|
Орнаменты |
|
Координаты, координаты, координаты… |
|
Задачи, головоломки, игры |