Преподаватели: Кинжинова Айна Максимовна (2 класс), Алексеева Светлана Владимировна (3 класс), Барышева Татьяна Эдуардовна (4 класс)
В сознании современных людей слово информатика неразрывно связано со словом компьютер. Многим кажется, что изучать информатику без компьютера – это как учиться ездить на велосипеде без велосипеда. Это и верно, и неверно.
Есть наука информатика, или теоретическая информатика, а есть еще информационные технологии и информационная культура. Курс информатики как общеобразовательный, необходимо учитывать в том числе и без использования компьютера.
Цель – обеспечить прочное и сознательное освоение основ информатики. Несомненно, что такое знание является универсальным, инвариантным и интегративным.
Изучение основ информатики непосредственно влияет на формирование таких интеллектуальных умений, как:
- анализ (вычленение структуры объекта, выявление взаимосвязей, осознание принципов организации);
- синтез (создание новых схем, структур, моделей);
- оценка (оценивание логики построения избранному критерию, оценивание выводов имеющимся данным, оценивание значимости модели)
Наряду с математикой информатика развивает мышление, умения и навыки умственного труда. Поэтому мы выбрали учебно-методический материал по курсу «Информатика в играх и задачах» (1–4). Авторский коллектив: А.В. Горячев, Т.О. Спиридонова, К.И. Горина, Л.Л. Лобачева, Т.Ю. Спиридонова, Н.И. Суворова состоит из трех комплексов.
В материале курса выделяются следующие рубрики:
- статическая картина объекта-структуры, классы;
- картина поведения объекта-процессы и алгоритмы;
- язык как объект моделирования-логика рассуждений;
- информационная модель объекта-приемы моделирования и решения задач.
Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Цели изучения основ информатики:
1. Развитие устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности.
- алгоритмический подход к решению задач (не число или утверждение, описание последовательности действий);
- системный подход;
- объективно-ориентированный подход.
2. Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой, знакомств с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают»). Создание у учеников навыков решения логических задач (поиск закономерностей рассуждений по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческой воображения и др.)
Изучение информатики по этому курсу начинается со второго класса и проходит в игровой форме. Игра повышает их интерес к предмету, побуждает к самостоятельной работе на уроке и к постоянному поиску чего-то нового. Обучаясь в игре, ребенок познает окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески. Общаясь с объектами реальности и их моделями, школьники не только знакомятся с основами логики и теории алгоритмов, но и обогащают свои знания по другим предметам школьной программы.
Информатика – наука интенсивно развивающаяся. Ее фундаментальные основы необходимо закладывать уже в начальной школе. Для закрепления интереса школьников к предмету информатики кроме уроков необходимо проводить внеклассные мероприятия, используя новые игровые формы, проведение олимпиад.