Интеграция российской системы образования в единое европейское пространство усилила процесс перехода школьной системы образования на инновационный путь развития. В первую очередь произошел пересмотр отношения к иностранному языку и модернизация системы школьной иноязычной культуры.
По ФГОС изучение предмета «Иностранный язык» основано на межпредметных связях. Чтобы повысить качество изучения английского языка как иностранного, внедряются альтернативные и дополнительные методики. Одной из них является школьный театр.
Слова, сказанные Конфуцием, четко отражают его суть.
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,
Дай мне сделать – и я пойму!»
Положительные аспекты применения театрального искусства в образовании на всех уровнях вариативны. Они направлены на активацию физическо-кинестетического интеллекта, развивают музыкальное, лингвистически-вербальное, межличностное и личностное обучение, что приводит к большему привлечению учеников к общественной деятельности и выработке мягких навыков.
Театральная деятельность в рамках изучения английского языка на уроках или внеурочной деятельности повышает мотивацию и компетентность в изучении предмета.
В учебниках английского языка федерального перечня начального уровня, утвержденных Министерством образования и науки РФ, включены тематические сценарии для школьных пьес по модулям и детский фольклор. За основу для изучения театрального искусства в среднем и старшем звене предлагается брать литературные произведения и культуроведческий, аутентичный материал (газеты, радиопрограммы, статьи в блогах и т.д.), близкий к осваиваемой программе. Интеграция театра в языковую среду настраивает обучающихся на размышления, анализ и обсуждение.
Цель и ожидаемый результат драмы – совершенствование навыков:
— коммуникации. Умение переключаться в зависимости от ситуации, подбирать нужные слова в зависимости от ситуации и использовать язык тела.
— уверенного владения языком. На протяжении всего курса в рамках внеурочной деятельности отрабатывается интонация, правильное произношение и натуральное звучание, а также артикуляция с помощью специальных упражнений.
— расширения словарного запаса. 40% времени тратится на изучение и отработку новых слов, выражений и устойчивых словосочетаний, обеспечивающих аутентичное звучание иноязычного высказывания
— грамматики. Вовлеченные в постановку освежают знания грамматических структур. Курс театра не предусматривает углубленное изучение грамматической теории, но дает возможность рассмотреть основные конструкции и закрепить их.
Методы обучения в школьном драматическом кружке должны быть более ограниченными и заменены менее традиционными, так называемыми – активирующими. Из этого следует, что роль учителя заключается в определении ситуации (придумывает сюжет для импровизации или использует готовый сценарий), а ученики наполняют ее своим видением мира. В ходе дискуссии учащиеся раскрывают мотивы и причины действий персонажей, определяют нравственный смысл произведения.
«Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя процесс, порождая эволюцию» (Альберт Эйнштейн)
Программа кружка составлена с учетом возрастных особенностей учеников, желающих проявить себя в творческой деятельности, что повышает мотивацию изучения иностранного языка.
Основные направления работы кружка «Театр на английском»:
- Драматизация песен и сказок на иностранном языке
- Декламация стихотворений
- Участие в творческих проектах и конкурсах
- Знакомство с культурой
За последние два учебных года активной работы кружка «Школьный театр» творческим объединением учащихся МАОУ ЛМИ были созданы следующие проекты на английском языке:
- Кукольный спектакль по произведению С.Я.Маршака «Глупый маленький мышонок». (‘The silly little mouse’ by S.Y.Marshak)
- Чтение стихотворения наизусть «Визит Святого Николая», написанного американским поэтом и лингвистом Клементом Муром (Clement Clarke Moore ‘Twas the night before Christmas’).
- Спектакль по произведению Оскара Уайльда «Кентервильское привидение» ( The Canterville Ghost by Oscar Wilde)
- Создание видео на тему «Новогодние традиции разных стран».
Последний проект стал значимым для лицеистов-театралов, поскольку принес победу в конкурсе театральных эстрадных миниатюр на тему ‘Как встречают Новый Год люди всех земных широт’. Необходимо было снять СТЭМ (студенческий театр эстрадных миниатюр) — игровой конкурс КВН, где на сцене одновременно могут находиться не более трёх человек. Ученикам сначала необходимо было собрать много информации, чтобы узнать о новогодних традициях разных стран, из них выбрать наиболее понравившиеся обычаи и , написав речь, продумав действия, реализовать проект. Лицеисты успешно воплотили оригинальную идею в форме новостного выпуска и заняли первое место среди общеобразовательных учреждений Кировского района.
Проекты начальной школы МАОУ ЛМИ, осуществленные в первом полугодии 2021-2022 уч.года:
- 3 класс — Кукольный спектакль по произведению Джулии Дональдсон «Человеткин» (‘Stickman’ by Julia Donaldson)
- 4 класс – поздравление ко Дню Матери
Проект среднего звена МАОУ ЛМИ за 2022-2023 уч.год:
- 6 класс - Спектакль "Красная Шапочка"
- 6 класс - Спектакль "Алладин"
В 2023-2024 кружок школьный театр "Глобус" в 2023-2024 учебном году стал функционировать на русском языке! Руководителем является: Маняхина Дарья Дмитриевна.
Проекты среднего звена МАОУ ЛМИ за 2023-2024 учебный год:
1. Школьная классика» РДДМ «Движение Первых» – это настоящий живой патриотический проект. Он знакомит ребят с шедеврами отечественной литературы, воспитывает эстетический вкус, помогает в работе над спектаклями понять глубину нашей души, осознать себя наследниками и продолжателями традиций великой русской культуры. Три коллектива учеников МАОУ ЛМИ приняли участие в этом проекте!